Цветовое зонирование предприятий: что важно знать!

Цветовое зонирование предприятий, в первую очередь пищевых, появилось в рамках системы управления пищевой безопасностью (ХАССП). Чтобы не допустить перекрестного загрязнения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, производственные территории разделяют цветом на различные функциональные зоны. Тогда в каждой зоне используется свой уборочный инвентарь, который подбирают на основании системы цветового кодирования.

Как хорошую идею испортил маркетинг

Ещё 10 лет назад в арсенале производителей щеток и инвентаря для уборки было 5 цветов: белый, синий, зелёный, красный, жёлтый. Плюс два дополнительных: фиолетовый и оранжевый. И этого было достаточно. Однако рост конкуренции подтолкнул производителей к тому, чтобы расширить цветовую гамму сначала до 10, а потом и до 12–15 цветов и оттенков. В итоге схема цветового зонирования получилась перегруженной. Она перестала быть эффективной, потому что персоналу предприятий сложно ее запомнить. Кроме того, большой ассортимент стало труднее продавать: часто его не бывает на складе дистрибьютора в необходимом объеме. Но самое главное – это ударило по карману потребителей. Инвентарь и так достаточно дорог, а большое количество цветовых зон привело к тому, что предприятиям теперь нужно закупать больше оборудования.

5­–7 цветов достаточно для зонирования

Текущие предложения производителей могут включать голубой, синий и темно-синий, например, или фиолетовый и сиреневый цвета. Как объяснить простым языком разницу между фиолетовым и сиреневым, и не запутаться? А ведь любое недопонимание скажется в итоге на эффективности производственных процессов. Есть производители, например HACCPER, которые минимизируют количество цветов, чтобы не было дублирования цветов или оттенков. Но в любом случае, чтобы цветовое зонирование работало оптимально, стоит в первую очередь ознакомиться с руководствами группы HACCP (ХАССП), которая занимается созданием программы. Также можно обратиться к сервисной компании. Специалисты подскажут, как лучше реализовать систему на конкретном предприятии.

Основные принципы

  • Ключевые правила составления цветовой схемы: нужно переходить от грязных зон к чистым, от сырого продукта к готовому. Также разделять линии с продукцией, содержащей аллергены, и без аллергенов.
  • Если на производстве больше 5 этапов, просто после 5-го этапа повторите первый используемый цвет и так далее. Так как расстояние между участками, как правило, большое, вряд ли щётки с первого участка попадут на шестой.
  • Если нужно выделить отдельный цвет для лаборатории, например, или дополнить вертикальную схему цветового зонирования, к имеющимся 5 основным цветам добавляют фиолетовый и оранжевый. Ими можно отделить зоны выше пола – для оборудования – или линии, содержащие аллергены.
  • Везде, где можно, стоит повесить наглядные инструкции для сотрудников: какой цвет соответствует данной зоне, как обработать инвентарь, какая программа уборки применяется на участке.